Трамваи Саратова
ИСТОРИЯ
Саратовский трамвай – один из старейших в России. В минувшем октябре он праздновал свой 111-й день рождения. А до запуска электротранспорта жители Саратова уже пару десятилетий пользовались конкой. Саратов в то время был одним из крупнейших городов Российской империи, и его жителям современный транспорт был очень кстати. За дело взялась частная бельгийская компания – она, кстати, запускала трамваи во множестве городов нашей страны. В октябре 1908-го вагоны пустили от железнодорожного вокзала Саратова. Они спускались к Волге, сворачивали и завершали путь на наклонной улице с необычным названием -- Бабушкин взвоз. За пару лет в городе появилось 9 трамвайных маршрутов. За поездку внутри вагона брали 5 копеек, за 3 можно было прокатиться на открытой площадке вагончика. После десяти вечера тариф вырастал вдвое.
Особенностью саратовского трамвая было то, что он выезжал за город. Одна из линий так и называлась – «Дачная». Работала она в теплое время года, с мая по октябрь. Маршрут появился через пару лет после запуска первого трамвая. По Дачной линии вагончики ходили в отдалённый район «Кумысная поляна». Своё название место получило ещё в XIX веке. Тогда там пасли лошадей, а из молока кобылиц и готовили кумыс. Уже потом поляна стала популярным местом отдыха у жителей Саратова. Они так и называли этот транспорт – «на Кумыску». До 10-й Дачной курсировал поезд из двух вагончиков. Путь шёл через лес и в горку. Поэтому на границе города один вагон попросту отцепляли – а по пути в город прицепляли обратно. Увы, линия на «Кумыску» просуществовала всего несколько лет. После революции исчезло местное кумысное хозяйство, да и жителям стало не до загородных поездок.
В советское время в Энгельсе-Саратове максимально существовали 15 маршрутов. В послевоенное время их начали сокращать. Не лучше выглядит и современная обстановка. В наше время в Саратове осталось 10 линий трамвая, причем их постоянно хотят остановить. В конце прошлого года городские власти заявили, что маршруты №2, 5 и 7 небезопасны и будут ликвидированы. Всё это -- на фоне периодических сбоев в работе электротранспорта. В холодное время года он сходит с обледеневших рельсов, в конце зимы 2010-го из-за непогоды трамвай вообще остановился на несколько дней. С перебоями действовало трамвайное движение и в начале этого года. Впрочем, даже сейчас, во время карантинных мер, трамваи Саратова продолжают работу – правда, ходить они стали реже, раз в полчаса – пассажиров всё равно меньше. Схожий график и у местных троллейбусов. А большие автобусы на городских рейсах заменили маршрутки поменьше.
На сегодня всё. Я, Александр Карпин, прощаюсь с вами – и желаю только приятных и безопасных поездок любым транспортом. Слушайте выпуски моей передачи в разделе программ на сайте Дорожное.ру.
Дорожное радио – вместе в пути!