История московского трамвая
История
В начале этой недели день рождения отмечал московский электрический трамвай. Его торжественно запустили 121 год назад, от Бутырской Заставы до Петровского парка. Тогда это были подмосковные земли. А всё потому, что московская Дума никак не соглашалась дать добро на новый вид транспорта. Хотя в городе уже было больше миллиона жителей, а электро-трамваи вовсю ходили в других странах, для Российской империи этот опыт стал бы первым. Но не только опасением пробовать новое объяснялась нерешительность московских властей. Существовавшие тогда конные трамвайчики были частными, и вот-вот должны были перейти в распоряжение города. А проверять, выстоит ли прибыльное дело в конкуренции с новым транспортом, московская Дума не хотела. По легенде, против электро-трамвая был и Дмитрий Трепов, обер-полицмейстер Москвы – сейчас он бы считался главой городского МВД. Якобы, трамвай мог обогнать его конный экипаж – а тот считался лучшим в городе.
Вообще, основу общественного транспорта в Москве заложили в середине XIX-го века. Тогда по городу пустили крытые конные повозки со скамейками. Каждая вмещала человек 10-12. Ездили они безо всяких рельсов по определенным маршрутам, или линиям. Отсюда и название -- «линейные экипажи» или, попросту, «линейки». Передвигались они не быстрее пешехода, и были слишком громоздкими. Вдобавок, у каждой линейки был свой хозяин, который брал за проезд сколько ему вздумается, и маршрут прокладывал так же - ни о какой системе и речи не шло. Да и Москва так разрослась, что «линеек» стало не хватать. Конные экипажи решили поставить на рельсы. Как пишет в своей книге историк Сергей Тархов, право запустить новый транспорт получило «Первое общество железно-конных дорог». Впрочем, оно не успело к началу Политехнической выставки 1872-го года. Мероприятие посвятили 200-летнему юбилею Петра I, и отмечали с размахом. Пришлось привлекать военных, чтобы протянуть по городу хотя бы временную железную дорогу. А это было нужно, чтобы возить многочисленных гостей праздника от новенького Брестского вокзала (сейчас он называется Белорусским) в район современного стадиона «Динамо». Там и устраивали народные гуляния и военные парады. К услугам пассажиров были двухэтажные вагоны. На втором ярусе находился «империал» -- две длинные лавки вдоль боковых бортов. Вид оттуда открывался отличный, вот только крыши над головой не было, и подниматься приходилось по крутой винтовой лестнице. Зато билет стоил вдвое дешевле. Те конки запускали как временные, на время выставки. Но они так полюбились горожанам, что вагончики оставили. А изначальные строители конки запустили своё творение через пару лет после той выставки. Новые вагоны были удобнее прежних, а рельсы стали двухпутными. Правда, на поворотах конка порой с этих рельсов сходила – и на место её ставили специальные бригады рабочих.
Рассказ об истории московского трамвая мы продолжим завтра, в то же время на "Дорожном радио". Я Александр Карпин, прощаюсь с вами.
Дорожное радио – вместе в пути.
Фото: depositphotos.com